История

Историческая справка

Техническая инвентаризация и технический учет, представляя собой сферы профессиональной деятельности обладают уникальными историческими, интернациональными и национальными особенностями. Переписи недвижимого имущества для дальнейшего учета, налогообложения, наследования и иных общественных нужд известны с давних времен.

Пятилетний цикл проведения инвентаризации был освоен на практике еще в Римской империи, начиная с 435 года, а Древнем Египте и вовсе инвентаризация проводилась каждые два года. Так называемое “исчисление имущества”, то есть инвентаризация ценностей фараона считалось в Египте столь важным делом, что годы правления царей датировались именно по времени их проведения. Чем больше проведено инвентаризаций — тем мудрее правитель Египта. В Китае данные о доходности земель и налогах известны с 23 века до нашей эры.

В нашей стране процесс внедрения и развития государственного технического учета и технической инвентаризации обладает своей многовековой историей. Известно, что инвентаризация проводилась не только до татаро- монгольского ига, но и в его период, чтобы собирать дань ханскими чиновниками. Ханские чиновники, сохраняя существующий порядок, регулярно проводили обследования, носящие характер инвентаризации (1245, 1259, 1273, 1287 г.г.). Чтобы освободиться от приезда чиновников, князь Василий Ярославович в 1275 году сам собрал и привёз хану дань. Инициатива имела успех, и вскоре сбор налогов полностью перешёл к князьям, что привело к возобновлению собственного учёта имущества. Начиная с XIV века и до введения Петром I «ревизий» учёт вёлся княжескими писцами в писцовых книгах.

Но первая государственная инструкция, включающая правила определения площадей и алгоритм их описания, была опубликована 20 сентября 1555 г. Иваном Грозным. В 1556 г. была совершена повсеместная опись земель. Она представляла большое значение для регулирования финансовой системы, системы налогов. Полученные «писцовые» книги представляли собой акты дальнейшего закрепощения крестьян. Инвентаризацией поместного земельного фонда, регистрацией вотчин ведал тогда Поместный приказ.

В результате перестройки приказной системы управления Петром I в 1721 г. была введена Ревизионная Коллегия, компетенция которой была законодательно определена достаточно четко.

Во второй половине XVIII в. проводилось так называемое «генеральное межевание земель». Это межевание продолжалось около 90 лет, в течение которых в инвентаризационные материалы вносились текущие изменения. В 40-х г.г. XIX в. были произведены работы по земельному устройству государственных крестьян и составлены планы земельных имуществ и определена доходность земель, промыслов, лесов и т.п.

В 1927 году советская республика подводила итоги первого десятилетия своего существования, намечала пути будущего развития. Среди ведущих направлений экономической политики был признан государственный учёт имущества и контроль над его использованием.

На первых порах, основной целью работ по учету недвижимости было определение количества облагаемого налогом имущества частных лиц и лишь в 1927 году, после окончательно перехода всей значимой недвижимости в руки государства, экономическое совещание РСФСР декларировало совершенно иную цель инвентаризации – оптимальную организацию управления государственным и общественным имуществом. Все организации технической инвентаризации, существовавшие на тот момент, объединялись в единую систему и, на основе единой методики, приступали к определению принадлежности имущества, описанию его технического состояния и к его оценке. Ввиду стратегической важности информации, накапливаемой в ходе инвентаризационных работ, государственные органы учета имущества первое время входили в систему НКВД и лишь в 1930 году были переданы главному управлению коммунального хозяйства, созданному при Совете Народных Комиссаров РСФСР.

Эксперимент по созданию системы технической инвентаризации в Советской России начался именно в Туле, в 1926 году.

И вот наконец 21 мая 1927 года Экономическое совещание РСФСР приняло постановление «Об утверждении Положения по инвентаризации имущества местных Советов», которым предусматривалось создание бюро технической инвентаризации — БТИ. Согласно данному документу технической инвентаризации подлежали земельное имущество, лесные и рыбные угодья, месторождения недр, сооружения, здания жилые и нежилые, а также оборудование и инвентарь. Возник процесс создания специализированных  организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию по единой методике, призванной придать работе БТИ целостность и единообразие. Именно с этого времени началась история российской службы технической инвентаризации.

В 1930г. было издано дополнительно новое Постановление «Об инвентаризации имущества местных Советов», согласно которому инвентаризация распространялась на домовой фонд госбюджетных учреждений, кооперативных организаций и частных лиц.

В этих двух важнейших законодательных актах значение инвентаризации основных фондов жилищно-коммунального хозяйства определялось такими народохозяйственными задачами как получение данных для составления балансов народного хозяйства; обеспечение оценочной базы для правильного воспроизводства основных фондов местных Советов путем амортизационных накоплений и обязательное для налоговых и страховых органов пользование оценками и данными инвентаризации земель и строений.

Для создания финансовой базы, обеспечивающей проведение инвентаризации Правительством РСФСР были изданы постановления, согласно которым инвентаризация земель, строений и других основных фондов коммунального хозяйства в городах и поселках должна была производиться за счет средств частных владельцев, учреждений, предприятий и организаций, в распоряжении или пользовании которых находятся жилищно-коммунальные фонды. Объекты, содержащиеся за счет средств местного бюджета (школы, больницы и т.д.), согласно этим постановлениям должны инвентаризироваться за счет бюджетных ассигнований.

Одновременно с постановкой задач по инвентаризации имущества советов в тогда еще Тульской губернии начинает свою деятельность служба БТИ, которая явилась продолжением работы земских служащих по описанию имущества государства и частных владений.

В послевоенный период службы технической инвентаризации активно проводили сплошную инвентаризацию объектов в городах, рабочих и дачных поселках.

С 60-х годов в Тульской области энергичными темпами началось многоквартирное жилищное строительство, что соответственно увеличило объёмы работы бюро технической инвентаризации на местах.

С середины 80-х годов интересы государства сошли за пределы города, где на селе уже было немало построено, что и необходимо было учесть.

Согласно постановлению Министров СССР «О порядке национального учёта жилищного фонда» отрасль технической инвентаризации 1985 год начала с учёта и регистрации жилищного фонда в сельской местности. Строения коллективного фонда были целиком проинвентаризированы в поставленные правительством сроки, а вот дома, находящиеся в личном пользовании у сельских жителей, находились не учтеными вплоть до 2000-х годов.

Новый виток истории России 90-х годов ознаменовался сменой государственной системы, ликвидацией министерств и ведомств, изменением отрасли технической инвентаризации. Ликвидация промышленных министерств привела к прекращению инвентаризации промышленных объектов, ранее проводимой этими министерствами. И на этапе необходимости приватизации имущества функции учетно-регистрирующего органа были переданы в БТИ, как организации хранителя архива, описывающей текущее состояние и характеристики объектов недвижимости.

12 сентября 2016 г. Постановлением правительства Тульской области от 24.08.2016 N 384 «О создании Государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» была создана организация, осуществляющая постоянное хранение, учет и предоставление копий хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации и содержащихся в ней сведений — Государственное учреждение Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» (ГУ ТО «Областное БТИ»).

В 2017 году отрасли технической инвентаризации исполнилось 90 лет. За почти вековую историю работы службы БТИ многие объекты недвижимости неоднократно проходили техническую инвентаризацию, претерпевали изменения и обновление технической документации. Документы БТИ это история создания и развития наших сел и городов, крупных и малых предприятий, хронология возникновения прав и обязательств.

Инвентарные дела на объекты капитального строительства на территории Тульской области формировалась по накопительному принципу и благодаря, в том числе, приверженности профессии сотрудников организации технической инвентаризации (сегодня средний стаж работы производственного персонала в организации технической инвентаризации составляет 12,5 лет) учетно-техническая документация сохранена с 1926 года.

Сегодня ГУ ТО Областное БТИ целенаправленно проводит отраслевую техническую политику, направленную на комплексную автоматизацию всех основных сфер деятельности БТИ.

Ежедневно ГУ ТО «Областное БТИ» обеспечивает необходимыми сведениями органы государственной власти, органы местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, органы регистрации прав, иные организации и граждан.